Организуя общий режим дня, необходимо в его рамках оптимизировать и двигательную активность. При этом она должна соответствовать возможностям юношей и девушек, способствовать улучшению их учебной деятельности, отвечать требованиям всестороннего физического развития, укреплению и дальнейшему совершенствованию здоровья.
Основным для старшеклассников в общем режиме дня является: учеба в школе, выполнение домашних заданий, занятия физическими упражнениями, деятельность по обогащению духовной сферы личности. При этой главным является учеба в школе.
Занятость старшеклассников в школе составляет 32 ч в неделю (в среднем по 5 уроков в день). Это объясняется тем, что шестой урок, как правило, является неэффективным с точки зрения общеобразовательных задач. Работоспособность на шестом уроке резко падает, рассеивается внимание, возрастает количество ошибок при выполнении заданий. Для поддержания умственной работоспособности и снятия психического и нервного напряжения в школе вводятся удлиненные подвижные перемены, во время уроков проводятся физкультпаузы и физкультминутки. Это определенным образом оптимизирует занятия в школе..
Выполнение домашних заданий является продолжением школьной учебной деятельности. Это один из наиболее важных и сложных видов внешкольных занятий старшеклассников. Сложность его состоит в том, что он организуется и выполняется самостоятельно. Необходимы высокая мотивация и определенные знания для их оптимизации. Уставом средней общеобразовательной школы определено 4 ч на эту деятельность. Превышение этого времени ведет к утомлению, отрицательно сказывается на здоровье юношей и девушек. Кроме того, сокращается время на другие виды деятельности, такие, как пребывание на открытом воздухе, выполнение работы по дому, занятие физическими упражнениями, культурные мероприятия и отдых.
Как же оптимизировать работу при выполнении домашних заданий? Для этого необходимо усвоить принципы организации умственной деятельности, которые в свое время сформулировал и обосновал русский физиолог Н. Е. Введенский. С соответствующими дополнениями и уточнениями ими можно руководствоваться и в настоящее время.
Приступая к выполнению домашних заданий, необходимо постепенно вводить себя в режим повышенной работоспособности. Сначала нужно выполнять легкие задания, не требующие значительных умственных напряжений, затем переходить к более сложным, требующим творческого подхода и значительных умственных усилий, и под конец делать упражнения, требующие в основном воспроизводящей, репродуктивной деятельности.
Выполняя домашние задания, необходимо соблюдать определенный ритм в работе, без создания авральных ситуаций.
Нередки случаи, когда старшеклассники за один вечер хотят выполнить работу, запланированную на неделю, значительно увеличивая время продолжительности самостоятельных занятий. Это недопустимо, так как эффективность и качество при такой работе значительно страдают и находятся на достаточно низком уровне. Информация, полученная таким образом, закладывается в кратковременную память и, как правило, быстро забывается.
Другое важное условие, необходимое в умственной работе, это соблюдение последовательности и систематичности. Последовательность предусматривает порядок выполнения заданий с использованием таких дидактических правил, как „от известного к неизвестному”, „от менее сложного к более сложному”.
Следуя принципу систематичности, необходимо так построить работу, чтобы она выполнялась не эпизодически, а изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц. Только в таком случае приобретаются умения и навыки умственной деятельности, совершенствуются мыслительные способности. Информация, приобретаемая таким образом, откладывается в долговременной памяти и имеет лучшую качественную характеристику.
Одним из наиболее важных условий при выполнении домашних заданий является чередование умственного труда и отдыха. Причем отдых должен быть не пассивным, а активным, и проводить его необходимо через определенные промежутки времени. Переключение с умственной деятельности в режим активной двигательной работы позволяет снять различные застойные явления в организме, повысить работоспособность и осуществлять дальнейшую умственную деятельность. С этой целью проводят физкультурные паузы. Направленность их может быть комплексной или избирательной. При общей длительности выполнения домашних заданий в 4 ч количество пауз может быть от трех до четырех. Первый перерыв делается через 45 мин работы, а последующие - через 40.
При организации физкультпауз первые 5 мин отводятся на выполнение упражнений общего назначения, а оставшиеся 10-15 мин - на упражнения, имеющие определенную направленность. Чередование упражнений для юношей показано в табл. 12 и 13. Для девушек содержание физкультпауз будет несколько иным. Основной упор делается на развитие координации движений, совершенствование осанки, талии и фигуры в целом. Могут использоваться различные предметы и тренажеры: скакалки, булавы, гимнастические палки и обручи.
И последним условием успешности осуществления умственной деятельности является правильное эмоциональное отношение к выполняемой работе со стороны взрослых. Осознание родителями ее важности и нужности, создание определенных условий, высказанное одобрение и поощрение - все это повышает ее значимость и создает высокий эмоциональный фон, а сам труд делает радостным и желанным.
Одним из немаловажных требований, которое необходимо учитывать при составлении и оптимизации общего режима дня и режима двигательной активности - это пребывание старшеклассников на воздухе. Оно должно составлять не менее 2,5 ч в день, а в воскресные дни и каникулярное время его необходимо значительно увеличивать. Пребывание на воздухе в сочетании с двигательной активностью оказывает закаливающее воздействие на организм, тонизирует деятельность нервной системы, улучшает обменные процессы, создает хорошее, бодрое настроение.
К сожалению, многие старшеклассники большую часть своего времени проводят в помещении даже тогда, когда они свободны от занятий. И неудивительно, что большая учебная нагрузка (от 8 до 10 ч), недостаточная двигательная активность, ограниченность пребывания на воздухе ведут, к различного рода заболеваниям.
Воздух является одним из средств укрепления здоровья. Особенно ярко проявляется его влияние на центральную нервную систему. Вот как оценивает его значение русский врач В. Н. Дмитриев: „Проветривание легких чистым воздухом есть наилучшая гарантия против заболевания. Нужно считать не часы, проведенные на воздухе, а, наоборот, часы, проводимые в комнатах, и считать их потерянным временем или даже хуже всего того - временем, приносящим зло вместо добра... Чистый воздух и солнце - самые могущественные лечебные силы. Не уменьшайте действия этих сил искусственно и используйте во всем том объеме, в каком природа дает их вам”.
В юношеском возрасте интересы школьников значительно расширяются. Они интересуются живописью, литературой, музыкой, театром. Любят ходить в кино, много читают. С познавательной точки зрения они очень активны. Поэтому необходимо предусмотреть время на культурные и развлекательные мероприятия. Это в свою очередь будет снимать психическое, нервное и физическое напряжение, и способствовать активному отдыху.
Жизненно необходимым компонентом в общем режиме дня человека является сон. Это чрезвычайно сложное явление. Во время сна организм отдыхает, набирается сил. Нарушение режима сна сразу сказывается на работоспособности человека и его здоровье. Ни в коем случае нельзя за счет времени сна увеличивать продолжительность других видов деятельности. Для старшеклассников оптимальная продолжительность сна составляет 8-9 ч. Однако она может быть увеличена с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей юноши или девушки.
И последним компонентом в общем режиме дня старшеклассников является двигательная активность. Она должна составлять в день не менее 4-5 ч. Сюда входит время, отводимое на утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные мероприятия в режиме дня школы, занятия физическими упражнениями вне школы, физкультпаузы и развлечения во время выполнения домашних заданий, вечернюю прогулку перед сном.
Юноши и девушки, а также их родители, должны постоянно помнить, что успешность учения в школе и состояние здоровья, прежде всего, зависят от правильно организованного двигательного режима. Решение оздоровительных и гигиенических задач должно осуществляться систематически на протяжении всего года. Эпизодические занятия физическими упражнениями, уменьшение объема двигательной активности, увеличение времени пассивного отдыха - все это сначала незаметно, а затем и более активно будет сказываться на работоспособности, увеличении массы тела и возникновении негативных факторов в здоровье старшеклассников.