Возрастные особенности подростков. В подростковом возрасте происходит бурное физическое и психическое развитие учащихся. В это время их организм претерпевает кардинальные изменения, характеризующиеся максимальным темпом роста, развертывается процесс полового созревания.
Этот процесс наступает у девочек раньше, чем у мальчиков. В это время у девочек выше показатели длины и массы тела, окружности грудной клетки. После 14-15 лет мальчики перегоняют девочек. Длина тела у них ежегодно увеличивается на 4-8 см, масса тела - на 3-5 кг.
Существенные изменения претерпевает и костная система. Увеличиваются размеры грудной клетки, быстро растут кости верхних и нижних конечностей, что приводит к диспропорции тела подростков. В результате они выглядят неказистыми, неуклюжими.
Характерной особенностью подросткового возраста является то, что увеличение размеров сердца у них отстает от роста тела. Особенно ярко это выражается у подростков с негармоничной акселерацией. В связи с этим временно затрудняется кровоснабжение дистальных частей тела. Может нарушиться и кровоснабжение головного мозга. Возникают головные боли, снижается работоспособность, быстро наступает утомление.
Указанные анатомо-физиологические закономерности роста и развития подростков должны учитываться, так как в этом возрасте их организм неустойчив, подвержен заболеваниям и срывам. Необходимы особо чуткий, щадящий подход, исключающий всяческие перегрузки, внимательное отношение, как со стороны родителей, так и учителя, врача. Рационально организованный режим учебы, тренировки, сна, отдыха, питания может оптимизировать деятельность подростков и преодолеть временные затруднения и противоречия в их развитии.
Большую и важную роль в этом аспекте должна сыграть в жизни подростка физическая культура. По меткому выражению В. А. Сухомлинского, „физическая культура должна обеспечивать сознательное отношение подростка к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закалять физические и нервные силы, предупреждать заболевания”.
Интенсивное протекание процессов перестройки организма отражается на психике подростка. Младшие подростки - это взрослеющие дети, они анализируют свои достоинства и недостатки, отношение к ним взрослых и сверстников. Для старшего подростка больше характерно стремление к самостоятельности и самоутверждению. Наблюдается общая неуравновешенность, повышенная возбудимость, вспыльчивость и раздражительность, двигательная активность сменяется апатией и вялостью. Нервная система не способна выдерживать длительные монотонные раздражители, под их влиянием может тормозиться или сильно возбуждаться.
Кроме того, у девочек 11-13 лет, а у мальчиков 13-15 лет ярко проявляется отчетливо выраженный феномен: замедление и стереотипизация речи. Это может послужить возникновению педагогических ошибок, так как замедленный и крайне лаконичный ответ на поставленный вопрос может быть расценен как нежелание отвечать на него или пренебрежение к задающему его. А ведь это связано с временным ослаблением у подростка второй сигнальной системы, от чего на речевые раздражители он реагирует замедленно, у него очень трудно образуются условные рефлексы на речевые раздражители.
Однако ошибочно делать вывод, что этот возраст настолько хрупкий, что к подросткам нужно относиться, как к больным. Напротив, они отличаются кипучей энергией, активностью, большими замыслами и делами. Родителям и педагогам необходимо учитывать эти их особенности.
В подростковом возрасте идет и наиболее интенсивное нравственное формирование личности школьника. „Анатомо-физиологические процессы, происходящие в этом возрасте, - писал В. А. Сухомлинский, - настолько тесно связаны с духовной жизнью и формированием сознания, в такой значительной степени отражают будущее человека, что физическая культура уже не может ограничиться культурой тела и здоровьем. Она касается таких сложных сфер человеческой личности, как моральное достоинство, чистота и благородство чувств и отношений, жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, оценка окружающего мира и самооценка".