Кто из ребят не мечтает быть сильным, ловким, выносливым, смелым. Все эти качества можно воспитать в игре. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.
Ребята, как правило, отдают предпочтение современным играм с мячом. Наиболее популярные из них - футбол, баскетбол, гандбол, волейбол. Достаточно наличия мяча, небольшой площадки для игры, а желающие всегда найдутся. Однако мало кто из ребят знает об играх, которые зародились недавно, но уже завоевали право на существование. Например, игра в мяч трейбол (мяч в треугольнике) - самая молодая. Она появилась в нашей стране в 80-х годах. Имеет сходство с гандболом, но является самостоятельной игрой.
Игра регби уходит своими корнями к III ст. нашей эры. Имеет широкое распространение в Европе и на других континентах. Однако в нашей стране она культивируется недавно.
В игре участвуют 15 игроков. В мини-регби играют 8-9 человек. Это поистине мужская игра, так как воспитывает качества, необходимые ребятам для службы в рядах армии: смелость, ловкость, силу, настойчивость, умение терпеть, выполнять работу через „не могу”, выносливость, чувство товарищества и коллективизма.
Одной из древнейших русских игр является лапта. Особую популярность она имела в сельской местности. Сейчас почти забыта, лишь в средней полосе России культивируется до сих пор.
Лапта имеет большое гигиеническое значение. Как правило, ее проводят на открытом воздухе, так как для нее характерны бег и метание, требующие простора. Она способствует развитию чувства товарищества, согласованности действий, ответственности за свои действия перед коллективом, воспитанию организаторских навыков.
Одной из интересных и занимательных игр, требующей комплексного проявления физических качеств, умения проявить инициативу, находчивость, является кегельбол. В этой игре ребята получают большое удовольствие от совместной деятельности с товарищами по команде, от затрачиваемых усилий и сознания успеха.
Игра, которую можно назвать семейной и где пол и возраст не имеют большого значения, называется крокет. В ней главное - глазомер, однако требуется точность движения рук, точное дозирование мышечных усилий при ударе по мячу и в определенной мере выносливость. В этой игре соревнуются папа и мама с детьми, дети между собой, девочки с мальчиками.
Кроме вышеперечисленных игр, которые рекомендуется проводить во время спортивного часа с подростками, можно использовать и такие игры, как бадминтон, настольный теннис и др. Их описание будет дано ниже.
Игры с мячом можно и нужно проводить. Однако необходимо учитывать некоторые факторы. Если девочки младшего подросткового возраста, как и мальчики, с большим интересом включаются в шумные коллективные игры с мячом и подчас не уступают мальчикам ни в чем, то в старшем подростковом возрасте они уступают им в играх, требующих выносливости, большого напряжения сил и значительной быстроты движений. Девочкам больше нравятся игры, требующие координированных и согласованных действий, в которых сочетаются элементы плясок, танцев и музыки. Кроме того, для них рекомендуется проводить игры, имеющие общее значение для укрепления организма и требующие ловких, точных движений верхних конечностей, гибких координированных движений всего тела.
При наличии достаточного количества играющих спортивный час лучше проводить с использованием коллективных игр. В них осуществляется комплексное воздействие, как на физические, так и морально-волевые качества. Высокая эмоциональность и заинтересованность делает такие занятия естественными. При отсутствии играющих необходимо проводить самостоятельные занятия. Их можно организовать в любых условиях: зимой - дома, летом - во дворе, в сквере, лесу. При этом занятия должны носить комплексный характер - воздействовать на развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Систематичность в проведении занятий и строгая последовательность в повышении нагрузочных требований значительно повышают физические качества подростков.
Почему необходимо строго дозировать нагрузку в индивидуальных занятиях и придерживаться принципов систематичности и последовательного повышения нагрузки? Вывод таков. Регулярная ежедневная работа с тяжестью, с постепенным увеличением нагрузки помогла юноше стать сильным и вернуть расположение отца. Однако стать сильным - это еще не стать ловким, выносливым и быстрым. Поэтому в предлагаемой ниже программе самостоятельных занятий даются упражнения, способствующие воспитанию всех этих качеств у подростков.
В отличие от мальчиков девочки-подростки в этом возрасте начинают проявлять внимание к себе, своей внешности и часто огорчаются, видя в зеркале „гадкого утенка”. Для огорчений нет причин, наступит момент превращения их в стройных красивых лебедей. Но чтобы это произошло, необходимо уже в подростковом возрасте позаботиться о здоровье. Чем больший запас душевных и физических сил будет создан в юности, тем больше радости и счастья имеет женщина-мать в будущем. Счастье и тяготы материнства, работа и личное счастье - все это ожидает девочек-подростков в будущем. И чтобы успешно справиться со всеми этими почетными и трудными обязанностями, необходимо крепкое здоровье.
Так же, как и мальчикам, девочкам-подросткам необходима ловкость, хорошая подвижность в суставах, выносливость. В меньшей мере - сила. Нужно также уже в этом возрасте уделять внимание фигуре, походке, манере держать свое тело и особое внимание обращать на формирование осанки.