Центральная нервная система - это подлинный руководитель и организатор нашей жизнедеятельности.
Нервная система постоянно получает от нервных окончаний (рецепторов) импульсы, направляющиеся в мозг по чувствительным или центростремительным нервам и имеет, таким образом, оперативную информацию о положении нашего тела, о работе всех внутренних органов, о влиянии на человека окружающей среды.
В результате учета и объединения всех этих сведений, центральная нервная система вырабатывает своего рода "приказы", направляемые всем органам по системе двигательных или центробежных нервов.
В соответствии с этими приказами совершаются те или иные движения, изменяется в нужном направлении работа всех органов, вырабатываются необходимые соки и биологические жидкости, регулируется температура тела, сужаются или расширяются кровеносные сосуды в тех или иных областях тела.
Деятельность нервной системы позволяет, с одной стороны, поддерживать и регулировать постоянство внутренней среды организма, необходимое для работы всех клеток и структур, а с другой - служит замечательным инструментом быстрого приспособления (адаптации) человека к изменяющимся условиям внешней среды.
Нервная система человека нередко подвергается большим нагрузкам, а иногда и явным перегрузкам. Необходимо отметить, что у большинства людей нервная система обладает значительным запасом прочности и до определенного предела справляется с отдельными, случайным и непродолжительными перегрузками.
Выдающийся ученый И. П. Павлов установил, что нервная система человека может быть различных типов. Так называемый сильный тип характеризуется особой стойкостью нервных процессов, устойчивостью по отношению к нарушающим и повреждающим воздействиям (сильнейшие стрессы, длительное сильное напряжение и др.). Напротив, слабый тип нервной системы отличается значительной ранимостью. Нервная деятельность в этом случае может быть нарушена при сравнительно небольшом неблагоприятном воздействии.
Важно знать, что в формировании того или другого типа нервной системы наряду с врожденными (генетическими) механизмами огромную роль играют воспитание в детстве и юности, атмосфера на производстве и в быту.
Нарушения высшей нервной деятельности влекут за собой не только нервные и психические заболевания, но и гипертоническую болезнь, инфаркт миокарда, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, токсический зоб.
Укрепление нервной системы, меры по ее ограждению от чрезмерного напряжения и истощения являются важнейшей частью гигиенического режима. Этому способствуют правильно организованный отдых, нормальный глубокий сон, физкультура и спорт, закаливание и т. д.
Сила, стойкость, выносливость нервной системы ребенка во многом зависят от воспитания, от обстановки в семье и школе.
Спокойные и дружеские взаимоотношения между членами семьи, ровное и справедливое отношение родителей к детям способствуют формированию у ребенка сильного и уравновешенного типа нервной системы. Напротив, чрезмерно суровое отношение к ребенку, запугивание его, физические наказания могут привести к нарушениям нервной деятельности.
Не менее вредно баловать ребенка, потакать всем его прихотям. "Тепличное" воспитание, постоянное оберегание ребенка и подростка от всяких забот, обязанностей и труда нередко приводят впоследствии к иным нервным расстройствам. Изнеженный, избалованный человек, встречаясь с реальными трудностями жизни, пасует перед ними. В тяжелых и напряженных жизненных ситуациях у него возникают "срывы" нервной деятельности, те или иные расстройства.
С детства ребенка надо приучать к труду, твердому распорядку дня, строгому режиму. У школьника ежедневно должно оставаться достаточное время для отдыха. Важно, чтобы умственный труд (выполнение уроков, работа с книгой) сочетался с физическим трудом, спортом, прогулками, подвижными играми на свежем воздухе. Именно в школьные годы детям следует прививать любовь к спорту, приучать их систематически делать утреннюю зарядку.
Не следует забывать о том, что существует тесная связь, своего рода мост между воспитанием человека в юности и его здоровьем в зрелости. Часто нездоровые, вредные привычки, обнаруживаемые у взрослого человека, складывались именно в детском и юношеском возрасте (например, бессистемный н беспорядочный режим дня у некоторых людей, привычка курить, пренебрежение к физической тренировке и закаливанию и др.).
Учиться легче и лучше, чем переучиваться, именно поэтому так важно правильное воспитание детей и подростков, привитие им надлежащих гигиенических навыков, которые оказываются очень устойчивыми и поддерживаются впоследствии без особых усилий. Можно сказать без преувеличения, что надлежащее воспитание в детстве и юности - верный залог здоровья и долголетия человека.
Важнейшей мерой укрепления нервной системы является культура человеческих взаимоотношений. У истока ряда нервных, сердечно-сосудистых и других заболеваний нередко находятся те или иные семейные, бытовые или производственные конфликты. Взаимоотношения людей на производстве и дома всегда должны быть спокойными, корректными, основанными на товариществе и доброжелательности.
Недопустимы грубость, бестактность, неуважительное отношение к близким и сотрудникам. На производстве нетерпимы начальственные окрики, оскорбления и ущемления человеческого достоинства работников. Подлинное внимание и товарищеская забота о каждом человеке вовсе не противоречат высокой требовательности, строгой дисциплине и порядку на работе, высокой производительности труда.
Хороший руководитель любого уровня и ранга должен сочетать высокую профессиональную компетентность, инициативность, организаторские способности и требовательность со знанием своих подчиненных, чуткостью, справедливостью в отношении к сотрудникам. Создание благоприятного морально-психологического климата на производстве - дело не только руководства, но и всего трудового коллектива.
На войне, имея в виду роль морального фактора, говорили: "раны у победителей заживают лучше и быстрее, чем у терпящих поражение”. По аналогии сегодня с уверенностью можно сказать, что в хорошо работающих коллективах, при благоприятном морально-психологическом климате, как правило, очень низок уровень заболеваемости. Там, где царят увлеченность и энтузиазм, творческое горение, товарищеская взаимопомощь, поддержка и доброе чувство локтя, сама атмосфера - оздоравливающий фактор, болезни там отступают.
1. Режим труда и отдыха
2. Режим сна
3. Физическая нагрузка
4. Распорядок дня
5. Закаливание
6. Режим питания
7. Меры по укреплению нервной системы
8. Пьянство и алкоголизм
5. Не курить
5. Советы пожилым и старым
5. Питание в пожилом и старом возрасте
5. Будьте здоровы