Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека.
Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд, как физический, так и умственный, не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. При ряде заболеваний с успехом применяется даже особый вид лечения - трудотерапия, т. е. лечение трудом. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело.
Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Проведенный врачами анализ условий жизни большой группы долгожителей (людей старше 90 лет) показал, что подавляющее большинство из них составляют люди с огромным трудовым стажем. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Мышцы у здорового молодого мужчины среднего роста составляют около 30% от общей мессы тела. В них происходит интенсивный обмен веществ, они обильно снабжаются кровью, несущей к ним сложный ассортимент продуктов питания. Что же произойдет, если эта система, предназначенная для движения, для большой работы, станет бездействовать? В мышцах нарушится обмен веществ, в общий ток крови из них начнут поступать вредные вещества.
Для труженика, привыкшего и умеющего работать, получающего в работе истинное удовольствие и глубокое удовлетворение - безделье, праздность, физический и умственный простой всегда тягостны и утомительны. "Нет ничего более невыносимого, чем безделье", - заметил великий ученый Ч. Дарвин. Известный английский писатель О. Уайльд писал: "Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать". Неутомимый труженик, великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил: "То, что праздность благо, а труд наказание - странное и вредное заблуждение".
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной.
Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем сиена периодов простоя периодами напряженной и спешной работы, штурмовщиной. Гораздо выгоднее чередовать один вид работы с другим, "переключаться" с одного вида труда на другой.
Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает утомления и усталости. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями молодого человека.
Здесь большую роль играют советы родителей и педагогов, широко практикуемая в настоящее время политехнизация обучения в школе, дни открытых дверей, на которых школьники знакомятся с особенностями производства, специальная литература, радио- и телепередачи для детей и юношества, затрагивающие темы выбора профессии, т. е. целый комплекс мероприятий, называемый системой профессиональной ориентации.
Необходимо прививать молодежи любовь к выбранной профессии, поощрять стремление к овладению смежными специальностями.
Исключительное значение имеет доброе и внимательное руководство молодым тружеником, особенно на первых порах его трудовой деятельности, со стороны опытного и зрелого мастера, наставника. Именно он передаст молодому рабочему трудовые навыки, добрые традиции, раскроет многие секреты профессии, научит глубоко понимать смысл отдельных операций, приемов. Все это в свою очередь, будет способствовать формированию у работника творческого отношения к труду, сделает трудовой процесс содержательным, интересным, радостным, приносящим удовлетворение.
Вопросы организации производства и гигиены труда достаточно полно освещены в специальной научной и научно-популярной литературе. На нашем сайте невозможно дать конкретный распорядок дня для рабочих, инженерно-технических работников и служащих разных специальностей. Следует лишь подчеркнуть, что рабочие паузы, перерывы в течение рабочего дня, как и научно обоснованные нормы выработки, устанавливаются в нашей стране с учетом гигиенических и медицинских требований.
Для работника физического труда важна удобная специальная рабочая форма. Работник должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить инструменты и т. д. Опытные рабочие приходят на работу за 15-20 мин до рабочей смены, принимают рабочее место, проверяют инструмент, продумывают весь план и ход работы, предстоящей на день. В процессе труда важно правильное распределение сил во время работы, экономное использование каждого рабочего движения.
Повысить производительность труда и снизить неэкономные физические затраты позволяет рационализация и механизация определенных операций. Опыт современного производства показывает, что работника физического труда утомляет не только значительный объем физической нагрузки, но и напряжение или концентрация внимания в течение всей рабочей смены. Следует уделять особенно большое внимание полноценному и достаточному отдыху рабочих. Для ряда работ, требующих постоянного напряженного внимания, быстрых и сложных технических приемов и операций (водители транспорта, операторы ряда установок и др.), обоснованно ставится вопрос о специальном профотборе с предварительным проведением психофизиологических испытаний.
Для работников умственного труда (учащихся, преподавателей, научных, инженерно-технических работников, служащих административно-управленческого аппарата и др.) особое значение имеют продуманная организация рабочего места, подготовка к труду, умение определять последовательность выполнения тех или иных процессов. При работе дома важно умелое чередование труда и отдыха (5-10 мин на 1 ч работы, 1 ч перерыва после 4-5 ч интенсивного труда). При индивидуальной самостоятельной умственной работе на дому (учащегося, преподавателя, лектора, научного работника и др.) большое значение имеют способность настроиться на работу, сконцентрировать внимание и полностью сосредоточиться на поставленной задаче.
Многолетние наблюдения за работой неуспевающих студентов убеждают нас в том, что нет ничего более вредного для их занятий, чем длительная "раскачка", замедленная настройка на работу. Оттягивая время начала занятий, поминутно отвлекаясь на всякие посторонние дела и запаздывая с началом работы иногда на 3-4 ч, такие студенты в это время и не работают, и не отдыхают.
Большое значение для успешной умственной работы имеет правильная организация рабочего места. Необходимо, чтобы око было постоянным (желательно иметь отдельный письменный стол). Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например настольная лампа. Светильник рекомендуется устанавливать с левой стороны от работающего, чтобы тень пишущей правой руки не закрывала производимые записи. Письменные принадлежности должны находиться на определенных постоянных местах. Не менее важно, чтобы работа проводилась в определенное время.
Постоянство времени и места занятий формирует так называемые условные рефлексы на обстановку, помогающие быстро настраиваться на работу и выполнять ее продуктивно при значительной экономии нервной энергии, т. е. решать поставленные задачи с максимальным эффектом на единицу затраченных усилии и времени. Работник умственного труда прекрасно знает, что труд будет производительным и плодотворным только в том случае, если он проводится по плану.
Важно научиться планировать свой труд на день, рабочую неделю, а также и на более длительные сроки, рассчитывая этапы намеченной работы и бюджет времени. С накоплением определенного опыта работник умственного труда привыкает разумно планировать свои задачи и время, что позволяет не только лучше организовать работу, но и дисциплинирует работника в процессе выполнения плана.
Есть еще одна существенная психологическая выгода от работы по индивидуальному плану. Спланированная работа, как правило, выполняется в срок или даже с опережением, что вызывает чувство удовлетворения, уверенности в себе.
Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю, не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Данная рекомендация не является абсолютной для всех работников умственного труда. Некоторые люди медленно входят в суть какой-либо проблемы, достигая максимума умственной производительности лишь ка втором-третьем, а то и на четвертом-пятом часе непрерывного умственного труда. В этом случае в начале работы целесообразно решать более простые задачи, а уж потом подходить к решению главного вопроса. Однако мы не можем дать исчерпывающих рекомендаций на этот счет. Способ решения поставленных задач работник должен выбирать сам в зависимости от индивидуальных особенностей.
Мы так подробно останавливаемся на вопросах гигиены и организации умственного труда не только потому, что в орбиту интенсивной умственной деятельности вовлечены у нас десятки миллионов работников, но и потому, что труд учащегося, педагога, ученого, изобретателя, работника искусства и др. выполняется порой в домашних условиях, без прямой связи с трудовым ритмом коллектива.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. В большинстве же случаев целесообразно в часы досуга заняться каким-нибудь любимым и полезным делом: спортом, туризмом, чтением, шахматами, фотографией, садоводством, рукоделием, оформлением и украшением жилища и др. Такой активный отдых доставляет удовольствие. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха).
Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, проводящий весь рабочий день в помещении, должен хотя бы честь времени отдыха находиться на свежем воздухе.
Очень важна продуманная организация еженедельного (в выходные дни) и ежегодного (в период отпуска) отдыха. Рабочая неделя с двумя выходными днями во многих отраслях, система ежегодных, полностью оплачиваемых отпусков, продолжительность которых для ряда категорий трудящихся в последние годы увеличилась, создают прекрасные условия для полноценного отдыха и восстановления сил, для укрепления здоровья людей.
У нас в стране имеется развитая сеть курортов, санаториев, домов и зон отдыха, профилакториев. Для организации культурного отдыха постоянно работают многочисленные театры, кинотеатры, цирки, библиотеки, стадионы и другие спортивные и культурно-просветительные учреждения. В то же время многие люди бездумно транжирят драгоценные часы досуга, не используя богатейших возможностей для полноценного отдыха, варварски относятся к своему здоровью.
Плохо, если человек в часы досуга не может себя занять. Необходимо найти для себя дело по душе или полезное развлечение. Истинная культура н воспитание человека проявляются, прежде всего в том, чем он занимается в свое свободное время. К сожалению, немало так называемых культурных людей по нескольку лет не бывают в театрах, на концертах, выставках, предпочитая всем другим видам отдыха времяпрепровождение у телевизора. Может показаться, что вопрос о досуге и культурных развлечениях - дело вкуса и желания каждого и уж вовсе - не компетенция врача. Между тем, ничем не ограничиваемое сидение у телевизора приводит к гиподинамии (болезненному состоянию, связанному с малоподвижностью), к вредному явлению доместикации (постоянному пребыванию человека в помещении).
Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах, на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. д.
Большое внимание уделяется вопросам облегчения домашнего труда женщин, матерей, хозяек. С этой целью совершенствуется система служб быта, общественного питания и других сфер обслуживания. Значительно облегчает заботы женщин - хозяек постоянно улучшающаяся бытовая техника (стиральные и гладильные машины, кухонные комбайны, электропылесосы и др.). Немаловажную роль играет разумное распределение обязанностей между супругами, а также привлечение к домашней работе детей и подростков. Трудовое воспитание детей, как известно, не только разгружает родителей, но и является одним из самых сильных и надежных средств воспитания достойного гражданина-труженика. Для создания резерва свободного времени жен и матерей-хозяек нужна правильная организация, предварительное планирование и распределение домашней работы.
Не следует забывать о том, что перегрузка домашней работой особенно вредна женщинам, предрасположенным к гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарному диабету и другим заболеваниям.
1. Режим труда и отдыха
2. Режим сна
3. Физическая нагрузка
4. Распорядок дня
5. Закаливание
6. Режим питания
7. Меры по укреплению нервной системы
8. Пьянство и алкоголизм
5. Не курить
5. Советы пожилым и старым
5. Питание в пожилом и старом возрасте
5. Будьте здоровы