Активный отдых является важным фактором в борьбе с гиподинамией. Малоподвижные дети чаще болеют, имеют повышенную массу тела, менее общительны, ведут замкнутый образ жизни. Из-за ограничения двигательной активности ухудшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, нарушаются обмен веществ и пищеварение, снижается устойчивость к заболеваниям и различным неблагоприятным факторам внешней среды. Чем больше неподвижность, тем ярче проявляются вышеназванные отклонения.
Самостоятельные индивидуальные игры, развлечения на воздухе, игры и развлечения с мячом.
Игры с мячом любят все: и дети, и взрослые. Сколько интересных, разнообразных и увлекательных игр, простых и сложных, можно проводить в свободное время!
Научиться хорошо владеть мячом - дело нелегкое. Игра в мяч требует быстрых, точных, уверенных движений. Игроки должны быть проворными и ловкими, меткими и сильными. Для того, чтобы приобрести эти качества, необходимо постоянно их упражнять, развивать и совершенствовать.
Один из врачей древности - римлянин Клавдий Гален, убеждая своих сородичей заниматься мячом, писал: „Такого упражнения, которое приводило бы в движение в равной степени все части тела и вместе с тем могло бы быть доведено до такой степени самого сильного или самого слабого, не сыщешь нигде, как только в упражнениях с маленьким мячом. Оно может быть последовательно то самым быстрым, то медленным, то напряженным, то слабым, смотря по желанию и потребности организма упражняющегося”.
Какие же самостоятельные индивидуальные игры и развлечения с мячом можно использовать в свободное время?
Игры с малым теннисным мячом:
1. Подбросить мяч вверх и поймать его сначала двумя руками, затем левой и правой. Это упражнение можно усложнить, включая повороты на 360° после броска мяча вверх.
2. Бросить мяч вверх, быстро присесть, дотронуться до земли руками, а затем поймать мяч сначала двумя руками, затем правой и левой.
3. Стать у стены на расстоянии 1-2 м, бросить мяч в стену сверху вниз и поймать мяч сначала двумя руками, затем одной.
4. Стать у стены на расстоянии 5-6 м, бросить мяч так, чтобы он, ударившись о землю, попал в стену и от нее полетел обратно. После броска сделать быстрый поворот на 360° и поймать мяч. Повороты делать сначала вправо, затем влево.
5. Подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и, повернувшись в воздухе, поймать мяч.
6. Наклонившись вперед, бросить мяч между ног вверх и, выпрямившись, поймать его перед собой.
7. Сильно ударить мяч о землю перед собой, а затем, быстро повернувшись на месте на 360°, поймать мяч.
8. На стене чертится небольшой квадрат или круг. Стоя на расстоянии 5-6 м, метать мяч в цель.
Игры с большим мячом:
1. Подбивание мяча различными частями тела. Сначала упражнение выполняется правой, а затем левой ногами. По мере освоения удары чередуются то правой, то левой. Затем переходят к освоению подбивания мяча бедром, плечом, головой. После того как изучены все виды подбива, переходят к жонглированию мячом всеми частями туловища.
2. Удары по мячу в цель. На стене или заборе чертится круг или квадрат. Удары выполняются правой и левой ногами с места и разбега.
3. Ведение мяча ногой с обводкой различных предметов. Выберите ровную площадку, установите на ней последовательно друг за другом на расстоянии 1-1,5 м какие-нибудь предметы и, начиная с первого, ведением мяча ногой (то правой, то левой) обходите их. Сначала упражнение выполняется медленно, а затем скорость обводки увеличивается.
4. Ведение мяча рукой. Упражнение сначала выполняется на месте правой, затем левой рукой, а потом попеременно. По мере освоения переходят к ведению мяча с продвижением вперед, вправо, влево, назад и с различной скоростью.
5. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Упражнение выполняется левой, правой и двумя руками. Для усложнения можно включать повороты на 360° вправо и влево.
6. Бросок мяча высоко вверх над головой с последующим седом на пол, вставанием и ловлей мяча.
Игры и развлечения со скакалкой:
Прыгать со скакалкой больше всего любят девочки, однако мальчикам тоже необходимо научиться владеть этими упражнениями. Прыжки со скакалкой вырабатывают координацию
движений рук и ног, развивают скоростно-силовые качества, хорошо воздействуют на сердечнососудистую и дыхательную системы. Длина скакалки должна быть такой, чтобы руки, держащие ее концы, находились немного выше бедер, а ноги стояли на середине скакалки. При прыжках ноги и бедра поднимать слишком высоко не следует, достаточно немного отрывать ноги от пола, чтобы скакалка могла пройти под ними.
В большинстве случаев дети, прыгая со скакалкой, проделывают только самые простые и легкие упражнения. Но есть много сложных и трудных упражнений, которые можно научиться выполнять лишь только после продолжительной тренировки.
1. Взмахните скакалкой из-за головы вперед и перешагните ее вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее.
2. Прыжки на одной ноге (попеременно: два прыжка на левой ноге, два прыжка на правой).
3. Прыжки через скакалку, держа оба конца ее одной рукой и описывая скакалкой круги по земле.
4. Прыжки со скакалкой с кружением ее в боковом (правом или левом) направлении.
5. Прыжки со скрестным движением рук.
6. Прыжки с двойным вращением скакалки. Три прыжка обычных, на четвертый - двойное вращение.
Игровые упражнения:
1. Начертите на земле круг. Станьте в центре его, подпрыгните как можно выше, сделайте в воздухе полный оборот на 360° и опуститесь точно в круг. Упражнение выполняется с поворотами вправо и влево.
2. Станьте прямо, вытяните руки и правую ногу вперед. Сгибая левую ногу в колене, присядьте (сделайте „пистолетик”). Не потеряв равновесие, встаньте. Выполните это упражнение на другой ноге.
3. Соедините руки впереди себя петлей и перешагните через них правой ногой и обратно в исходное положение. То же другой ногой.
4. Возьмите палку (длина 1-1,5 м) и поставьте ее перед собой. Отпустив палку, быстро повернитесь вправо (влево) на 360° и поймайте ее.
5. Зажмите мяч ступнями ног, подбросьте его и поймайте руками.
6. Из стойки на коленях махом рук прыжком перейдите в полуприсед.
Самостоятельные коллективные игры и развлечения на воздухе:
В играх дети развиваются физически, овладевают элементарными двигательными умениями. Игры оказывают широкое воздействие на формирование нравственности у детей, воспитание у них коллективизма, товарищеской взаимопомощи и дружбы. Кроме того, в них дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свои представления о действительности. „Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить” - так говорил об игре великий русский писатель А. М. Горький.
Для правильной организации самостоятельных коллективных игр и развлечений родителям необходимо ознакомить детей с содержанием и назначением той или иной игры, разъяснить ее правила.
Соревнования-поединки для мальчиков:
1. На земле проводится черта. Двое играющих становятся на черту друг против друга. Правые ноги необходимо придвинуть носками к носку, а левые - отставить назад. Правые руки берутся в замок. Нажимая на руку противника или оттягивая ее на себя, каждый из играющих старается заставить противника сойти с черты хотя бы одной ногой. Выигрывает тот, кому удается это сделать.
2. Двое играющих берутся левыми руками (лучше всего взять противника за запястье, чуть повыше ладони). Впереди каждого в одном или в двух метрах от него кладут булаву. Каждый из играющих старается, перетягивая противника, правой рукой схватить булаву. Побеждает тот, кому удается это сделать.
3. Проводится на земле черта. Двое играющих становятся друг перед другом и берутся за руки. По сигналу каждый из играющих тянет противника на себя, стараясь вывести из равновесия. Тот, кто первым переступит черту, является побежденным.
4. На земле чертится круг диаметром в 3 шага. В кругу проводится „петушиный бой”. Прыгая на правой ноге (руки за спиной), играющие стараются толчками (плечо в плечо) выбить друг друга за пределы круга или встать на обе ноги.
5. На земле чертится круг диаметром в 4 шага. Играющие становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу и отставляют одну ногу для упора назад. По сигналу начинается игра. Каждый старается вытолкнуть противника за пределы круга.
6. Свяжите веревку. Каждый из играющих, держась за веревку, старается перетянуть противника через свою черту.
Веселые состязания в парах для девочек:
1. Чертится круг диаметром в 3 шага. В круг кладется веревка по длине так, чтобы концы ее касались противоположных сторон круга, и ставятся два стула. Двое играющих становятся друг против друга вне круга. По команде они начинают ходьбу по кругу, не переступая черту. По свистку (хлопку) каждый из играющих стремится быстро сесть на стул, схватить веревку за конец и перетащить к себе. Тот, кто сделает это быстрее, выигрывает.
2. Проводится на земле черта. По обе стороны становятся двое играющих. Хлопая ладонями в ладони, стараются вывести друг друга из состояния равновесия.
3. Двое играющих, ставят себе на голову по небольшому кубику. Отмеривается расстояние в 10 м. Кто быстрее пройдет это расстояние, тот выигрывает.
4. Кто больше выполнит прыжков через скакалку за 30 сек.
5. Кто быстрее, зажав коленями мяч, пропрыгает 10 м, не уронив его.
6. Двое берут за концы две связанные скакалки. По команде начинают кружиться, стараясь скорее обвить вокруг пояса скакалку, чтобы первым оказаться у связанных концов.
Коллективные игры:
Тяни в круг. Взявшись за руки, образуйте круг. Внутри начертите круг, который по диаметру должен быть меньше образованного. По команде все играющие начинают двигаться в правую или левую сторону, стараясь втолкнуть в начертанный круг кого-либо из своих соседей. Заступивший за черту считается выбывшим из игры. Игра продолжается до тех пор, пока оставшиеся уже не могут образовать круг, не заступив за черту внутреннего круга. Они и считаются победителями.
Подсечка. Возьмите веревку длиной 3-4 м. К одному концу ее привяжите небольшой мешочек с песком. Играющие становятся в круг. Внутри его - водящий. Он держит в руках свободный конец веревки и, вращая ее, старается задеть мешочком кого- либо из ребят, стоящих в кругу. Играющие подпрыгивают, чтобы не быть задетыми, пропуская мешочек под ногами. Тот, кого мешочек задел, становится водящим, и игр» продолжается. Вращая веревку, нужно следить за тем, чтобы мешочек почти не отрывался от земли.
Подвижная цель. Играющие становятся в круг и начинают перекидывать мяч так, чтобы попасть им в водящего, находящегося в кругу. Водящий, спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом.
Не давай мяча водящему. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводится черта. Выбирают 1-2 водящих, которые идут в середину круга. Играющие перекидывают мяч в разных направлениях по воздуху и по земле так, чтобы водящие не могли коснуться мяча. Водящие, бегая в кругу, стремятся дотронуться до мяча. Если кому-либо из них удастся коснуться мяча, то на его место идет игрок, при броске которого мяч был осален водящим, или тот, у кого мяч был осален в руках. Водящий становится на место ушедшего водить.
Стой. Водящий сильно ударяет теннисным мячом о землю и называет одно имя. Вызванный бежит за мячом, остальные играющие разбегаются в разные стороны. Как только вызванный водящий возьмет в руки мяч и крикнет „Стой”, все останавливаются и стоят неподвижно там, где застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя о места (приседать, наклоняться, подпрыгивать). Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий вновь кричит „Стой” и старается осалить мячом кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим, играющие окружают его, и игра начинается сначала.
Волки во рву. На площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 1 м одна от другой. Это „ров”, в котором находятся „волки” (2-3). Остальные играющие - „зайцы” - размещаются на одной стороне площадки. По сигналу „зайцы” должны перебежать на другую сторону, перепрыгивая „ров”. „Волки”, не выходя из „рва”, стараются осалить как можно больше „зайцев”, за что „волкам” начисляются очки. После 3-4 пробежек выбираются новые „волки”. Выигрывают „зайцы”, не пойманные ни разу, и те „волки”, которые набрали большее количество очков.
2. Утренняя гимнастика
3. Физкультура
4. Упражнения с гимнастической палкой, с мячом, гимнастическим обручем
5. Час здоровья для взрослых
6. Отдых в выходные
7. Ходьба и бег
8. Оздоровительный бег
9. Бег в старшем возрасте
10. Твой друг велосипед
11. Велосипедные походы
12. Туристические походы
13. Водные походы
14. Поход на байдарках
15. Оздоровительное плавание
16. За здоровьем на лыжах
17. Лыжные прогулки
18. Катание на коньках
19. Упражнения на природе
20. Развлекательные игры
21. Активный отдых и игры
22. Игры для спортивного часа: трейбол, регби, лапта, кегельбол, крокет, бадминтон, настольный теннис
23. Утренний тренинг, ритмическая гимнастика, упражнения с гантелями для мужчин
24. Фигура, грация, осанка. Упражнения для мышц шеи, для основных мышц спины и живота, с грузом на голове
25. Ритмическая гимнастика аэробика
26. Самотренировка для взрослых, физические упражнения для развития телосложения
27. Методика снижения массы тела для женщин
28. Двигательная активность у подростков и взрослых