Большое значение для гармонического развития детей имеют систематические занятия физическими упражнениями в спортивных секциях по видам спорта, группах общей физической подготовки и здоровья, корригирующей гимнастики и лечебной физической культуры (если дети имеют отклонения в состоянии здоровья). Во всех этих секциях и группах занятия проводятся под руководством специалистов.
Если таких секций нет или по каким-то причинам дети не могут посещать их, желательно организовать тренировку дома под руководством родителей.
Чтобы занятия положительно влияли на здоровье детей, родителям необходимо иметь определенные навыки. Пополнить запас знаний в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми поможет чтение специальной литературы. Для начала дадим несколько советов по организации таких занятий.
Продолжительность занятий физическими упражнениями детей младшего школьного возраста - от 1,5 до 2 ч 3-4 раза в неделю. Занятия проводятся вечером после выполнения домашних заданий, за 2-3 ч до сна, или днем, когда ребенок отдохнет после школы. В зависимости от времени года занятия организуются на воздухе или в помещении. Для этого используют обще развивающие и специальные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, плавание, бег, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде и т. п., а также упражнения с различными предметами на тренажерах.
Занятие должно иметь трехчастную структуру:
Подготовительная часть. Продолжительность - 15-20 мин. Включает 10-15 упражнений (с предметами и без них) для всех групп мышц. Разминка начинается и заканчивается ходьбой, затем бег и обще развивающие упражнения сначала для мышц верхней части туловища, потом спины, живота и нижних конечностей. Каждое упражнение выполняется 8-10 раз. Ходьба длится 20-30 с, бег на месте - 15-20 с. При подборе обще развивающих упражнений необходимо исключить трудновыполнимые и с задержкой дыхания. Все упражнения должны выполняться легко и свободно.
Основная часть. Продолжительность - 50-60 мин. Используется комплекс упражнений с направленным воздействием на физическое развитие умений и навыков. Упражнения можно выполнять с использованием различных предметов. Например, вращение гимнастического обруча на разных частях тела (шея, пояс, бедра, руки, ноги). Эти упражнения укрепляют мышцы, развивают координацию движений, улучшают подвижность позвоночного столба и других частей тела. Упражнения с мячом (выпады, наклоны, ловля и передача мяча с поворотами, вращениями, приседаниями и т. п.); со скакалкой (различные прыжки на двух и одной ногах, попеременные, с различным темпом вращения, скрестные и т. п. на месте и в движении) воспитывают ловкость, быстроту, гибкость, укрепляют мышцы туловища, формируют необходимые умения и навыки.
В этих же целях применяются тренажеры, такие, как напольный (для совершенствования координации работы рук, ног и туловища, развития подвижности в суставах) и др.
Для развития координации движений рук целесообразно использовать специально направленные упражнения, входящие в основную гимнастику: одновременно направленные, циклического характера с перекрестной координацией, поочередные, последовательные или одновременно разнонаправленные и разно-ритмичные.
Для развития мышечной массы у мальчиков можно использовать гантели (0,5 кг) и эластичный резиновый бинт (медицинский).
Дозировка упражнений должна учитывать индивидуальные особенности детей. Прыжковые упражнения и на силу выполняются по 6-8 раз, в умеренном темпе, без особого напряжения. Упражнения на ловкость, гибкость, координацию не ограничиваются. Единственным критерием достаточности выполнения является нарастание ошибок при воспитании ловкости и легкие болевые ощущения при воспитании гибкости.
Основную часть занятия можно проводить и в специализируемом аспекте. Например, использовать ритмическую гимнастику. Правда, здесь необходимо иметь достаточно хорошие навыки проведения и соответствующий подбор музыки. При общей продолжительности занятия 60 мин на ритмическую гимнастику отводится 30 мин (3 раза по 5 мин с перерывом 5 мин). В перерывах применяются упражнения на расслабление и гибкость, выполняемые лежа, сидя и стоя.
В оставшиеся 30 мин для девочек можно дать упражнения на пластику, фацию, гибкость и использовать различные тренажеры и музыку, а для мальчиков - упражнения на развитие мышечной массы, гибкость, чередуя с упражнениями на расслабление.
Заключительная часть. Продолжительность - 10-15 мин. В этой части занятия выполняются упражнения в потягивании, на расслабление и восстановление дыхания.
2. Утренняя гимнастика
3. Физкультура
4. Упражнения с гимнастической палкой, с мячом, гимнастическим обручем
5. Час здоровья для взрослых
6. Отдых в выходные
7. Ходьба и бег
8. Оздоровительный бег
9. Бег в старшем возрасте
10. Твой друг велосипед
11. Велосипедные походы
12. Туристические походы
13. Водные походы
14. Поход на байдарках
15. Оздоровительное плавание
16. За здоровьем на лыжах
17. Лыжные прогулки
18. Катание на коньках
19. Упражнения на природе
20. Развлекательные игры
21. Активный отдых и игры
22. Игры для спортивного часа: трейбол, регби, лапта, кегельбол, крокет, бадминтон, настольный теннис
23. Утренний тренинг, ритмическая гимнастика, упражнения с гантелями для мужчин
24. Фигура, грация, осанка. Упражнения для мышц шеи, для основных мышц спины и живота, с грузом на голове
25. Ритмическая гимнастика аэробика
26. Самотренировка для взрослых, физические упражнения для развития телосложения
27. Методика снижения массы тела для женщин
28. Двигательная активность у подростков и взрослых